Опрос
г. Москва, ул.2-ая Хуторская, 38Ас8, пом.IX (БЦ «Мирланд»)
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
Современные Литейные Технологии
Технологии. Оборудование. Материалы. Сервис
Заказать звонок
Современные Литейные Технологии

Основа успешного развития промышленности – настоящие профессионалы. Или история МВТУ им. Баумана, как «русского метода» подготовки инженеров

11 июл 2022

Литейное производство – один из самых древних видов деятельности человека. Это производство с тысячелетней историей. Промышленность в этом направлении стала развиваться со времён Петра I. Это было чугунное литьё – ядра, пушки. Тогда-то и возникла необходимость и в специалистах-литейщиках, инженерах.

Петр l - 350 лет

Инженерный труд сродни творческому. Сначала замысел рождается на бумаге, потом в металле. И вот уже видишь дело рук своих, даже если это просто эксперимент.

Очень много сейчас говорится о том, что инженеры – это основная профессия в 21 веке. Ведь именно инженеры обеспечивают благосостояние нации. Они внедряют в жизнь и реализуют на практике научные открытия и фундаментальные работы, на них вообще держится общество.

Началось всё с благотворительности

Литейное производство и инженерное дело идеально сошлись в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. А началось всё с благотворительности.

В 1763 году в Москве распоряжением императрицы Екатерины II был создан Воспитательный дом. Это прообраз детского дома, где оставшиеся без попечения родных дети могли жить и учиться. Содержался дом на пожертвования частных лиц и управлялся опекунским советом. Здание этого заведения сохранилось до сих пор, сейчас там военная академия. Это длинное здание вдоль набережной Москвы-реки, где в неё впадает Яуза, около Устьинского моста. А напротив стоит одна из Московских высоток «на Котельнической».



Дети из Воспитательного дома обучались не только грамоте и счёту, но и различным рабочим профессиям: столярному и слесарному делу. Особо одарённых отправляли учиться за границу, в Академию художеств, в Московский университет. Были среди выпускников даже артисты и медики.

В общем, руководители Воспитательного дома были озабочены образованием своих подопечных и в 1826 году по велению вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I) был учрежден большой комплекс мастерских на 300 человек, где они могли обучаться различным ремёслам. Под них в Лефортово был перестроен Слободской дворец, сгоревший вовремя войны с французами.

А в 1830 году мастерские распоряжением императора Николая I приобрели статус Ремесленного училища, в котором и получали образование сироты. Учились они 6 лет – 3 года общее образование и 3 года специальное. Из 300 мест 50 было платных – это обучались дети купцов, ремесленников и служащих.

Через 30 лет училище получило название Императорского Московского технического и превратилось, как мы бы сейчас сказали из колледжа в университет, или из техникума в институт. В общем стало высшим учебным заведением с 9-летним курсом обучения.

В заведении стали готовить инженеров, да так, что система обучения была признана во всём мире как одна из лучших политехнических школ. На Всемирной выставке 1873 году в Вене этот «русский метод» был удостоен Большой золотой медали.

Училище выпускало инженеров различных специализаций: строителей, механиков, технологов для текстильной, пищевой, химической промышленности, а также дерево- и металлообработки.

Преподавали в ИМТУ всемирно известные учёные: Чебышев, Жуковский, Менделеев, Чаплыгин и др.


Пафнутий Чебышев (26 мая 1821 - 8 декабря 1894) , русский математик, профессор

Пафну́тий Льво́вич Чебышёв — русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы.

Почему «бауманка»

Во время революционных волнений 1905 года в здании училища разместился комитет социал-демократической партии. Одним из его участников и активных деятелей был революционер Николай Бауман. На одной из демонстраций недалеко от училища он и был убит, его тело принесли в здание, а память потом увековечили, дав имя новому учебному заведению, в которое превратилось Императорское училище после революции.

Как «бауманка» стала такой, как мы её знаем

После 1917 года к своему столетию (30-е годы) училище изменилось. Образовались новые, актуальные в то время лаборатории – электротехническая, аэродинамическая, автомобильная. Чуть позже на их основе были образованы научно-исследовательские – ЦАГИ, ВИАМ, НАМИ, а также учебные институты – авиационный, энергетический, инженеров строителей и другие.

По оставшемуся в училище механическому факультету, оно получило название Московский механико-машиностроительный институт (МММИ) им. Баумана и продолжило готовить инженеров для приборостроителей и инженеров для машиностроительной промышленности.

Перед Великой Отечественной войной прибавилась «оборонка»: танковый и артиллерийский факультет, а также факультет боеприпасов. В 1943 году учебному заведению вернули полученное сразу после революции название: Московское Высшее Техническое Училище (МВТУ), оставив от МММИ имя Баумана.

Выпускники МВТУ сделали очень много для развития инженерного и научного дела в стране и мире. Учёные, конструкторы, инженеры. Авиаконструктор Туполев, конструктор ракет Королёв, Доллежаль, который придумал первый атомный реактор, Лебедев – разработал первую советскую ЭВМ и многие другие.

В конце 80-х годов прошлого столетия МВТУ стал университетом, закрепив принципы фундаментального университетского и инженерно-технического образования.

Выпускники МВТУ им. Баумана говорят о себе и своём институте следующее:

– Что такое МВТУ?

– Это характер, традиции, трудолюбие. Это становой хребет экономики. Мы как корпорация. Да, не так публичны и харизматичны, как выпускники МГУ, но мы консервативны в хорошем понимании этого слова, потому что за нами стоят поколения инженеров. А это преемственность и большая ответственность! 

Кафедра МТ-5 «Литейные технологии»

Одна из первых кафедр, которая была создана на механическом факультете после революции – это литейная кафедра. Первым заведующим кафедрой был Николай Николаевич Рубцов и с тех пор литейная кафедра Бауманки отсчитывает свою историю.

Screenshot_1.jpg

В годы Великой Отечественной войны не хватало мин и стояла задача получить их именно литьём. Тогда сотрудник, в будущем доцент кафедры, Пётр Прохорович Жевтунов придумал как это сделать именно литьём в кокиль, в металлические формы. Технологический процесс был отработан и на базе кафедры организовано производство. С тех пор вся история литейной кафедры тесно связана с реальным производством.

И сейчас, когда многие годы кафедра выпускает инженеров под руководством заведующего кафедрой, к.т.н., доцента Коротченко Андрея Юрьевича, самое главное для учёбы студентов – возможность работать с промышленностью.

Это проявляется в разных сферах и, конечно, во многом зависит от людей, которые работают и учатся в институте. От их активности и желания.

Кафедра набирает энергичных молодых людей, которые способны не только эффективно работать на кафедре, но и после окончания института результативно и с полной отдачей работать в литейной промышленности.

На кафедре активно развиваются аддитивные и гибридные технологии литейного производства.

Компания СЛТ не понаслышке знакома с выпускниками кафедры МТ-5

Всё началось с Владимира Золотарёва, который сам пришёл в СЛТ почти сразу после окончания института. Первым его проектом была организация литейного участка по моделям, напечатанным на 3D-принтере.

Когда руководство СЛТ увидело, с каким интересом и задором взялся молодой человек за заключение и реализацию производственных проектов, то назначило Владимира руководителем отдела продаж.

Теперь Владимир собирает в СЛТ собственную команду таких же активных и амбициозных ребят-сокурсников Бауманки. И уже второй выпускник кафедры – Антон Васильев – успешно руководит в СЛТ отделом реализации в Департаменте литейных технологий.

СЛТ продолжает сотрудничество с кафедрой МТ-5 МВТУ им. Баумана и продолжает набор студентов (на практику) и выпускников для работы на благо отечественной литейной промышленности.



Поделиться:
  • ВКонтакте
  • WhatsApp
  • Telegram
Каталог оборудования Задать вопрос менеджеру