Основная задача шпинделя заключается в передаче крутящего момента инструменту или заготовке. В случае с токарными станками мы говорим о шпинделе, который передает крутящий момент заготовке (хотя многофункциональные станки могут иметь так же и фрезерный шпиндель).
Теперь нам важно понимать, как эти три параметра влияют друг на друга, и для чего они нужны. В каталогах или предложениях очень часто можно встретить некий график, который называют графиком мощности-момента. На примере одного графика мы рассмотрим, как эти параметры влияют друг на друга. Начнем с графика мощности:
На графике две оси, мощность и частота вращения. Как мы можем видеть: с увеличением числа оборотов, потребляемая мощность растёт. Это связано с тем, что чем быстрее вращается двигатель, тем больше мощности он потребляет. При достижении номинальной частоты вращения (в данном случае 1500 об/мин.) мощность выходит на пиковое потребление. Так же можно заметить, что графиков два. На одном мощность 15 кВт, на другом 11 кВт и надписи S1 и S3. Чтобы это объяснить надо сильно углубляться в теорию работы электродвигателей, поэтому постараемся объяснить всё максимально просто. Как и любой другой электроприбор, электродвигатель при работе выделяет тепло. Поскольку температура любого проводника влияет на его проводимость тока, то и параметры электродвигателя (мощность и момент) будут отличаться в зависимости от температуры двигателя. Разница на разных температурных режимах достаточно большая и пренебрегать ей нельзя, поэтому было принято решение внести стандарт ГОСТ Р 52776-2007. В этом ГОСТе описано 10 режимов работы электродвигателя, которые регламентируют время и нагрузку работы двигателя. Первое значение S1-это режим, отражающий работу двигателя в устоявшемся температурном диапазоне, т.е. когда двигатель прогрет и работает постоянно (иначе его могут указывать как «continuous» - постоянный). Указывать параметры на данном режиме работы является обязательным условием. Второй режим работы на графике это S3 – повторно кратковременный. Для этого режима характерны цикличная работа с постоянной нагрузкой, и периодические остановки, при которых двигатель не успевает охладится до температуры окружающей среды.
Подробнее о режиме работы электродвигателя станка в отдельной публикации.
Для двигателя, характеристики которого отражены на графике 8, помимо режима S1 характерен режим работы S3. В некоторых случаях можно увидеть режим работы S6 и очень редко S2. Разница между режимами S3 и S6 заключается в том, что при режиме S6 двигатель не останавливается полностью, а лишь работает какое-то время на холостых режимах. А при режиме S2 двигатель останавливается, и охлаждается до температуры окружающей среды.
Далее рассмотрим график момента.
Как и в предыдущем случае на графике есть две оси, но на этот раз вместо мощности будет момент. Как видно, на этот раз после достижения номинальных оборотов крутящий момент падает. Это связано с таким явлением как ЭДС (Электродвижущая сила), которая возникает при увеличении частоты вращения. Если говорить простым языком, то двигатель начинает работать как генератор, что приводит к падению напряжения на его обмотках. Следом за напряжением падает и сила тока, что неизбежно приводит к падению крутящего момента. Также, как и мощность, крутящий момент имеет два значения для разных режимов (S1 и S3).
Подводя итог, мы можем сделать вывод: мощность и крутящий момент в электродвигателе напрямую зависят от частоты вращения ротора. И указанные производителем параметры будут справедливы в первую очередь для номинальной частоты вращения. Так же важно отметить, что наиболее важным параметром является крутящий момент двигателя, так как именно этот параметр определяет возможности шпинделя.
Подобнее о типах шпинделей, применяемых в токарных станках .